понедельник, 26 июля 2010 г.

13 способов придумать гениальную идею. Часть 2

Начало здесь: Часть 1
Продолжаем развивать в себе гения. Сегодня расскажу еще 2 способа. Пусть вас не смущает такая почастичная подача информации, нам, ведь, важно хорошо разобраться и выбрать то, что больше понравится, поэтому вываливать все, как снег на голову, - наверное, не самая хорошая идея. Поехали!
3. Метод препарированной вишни
Метод хорош для решения таких проблем, которые мы даже толком сформулировать не можем, не то, что решить. А называется он так потому, что проблему мы будем препарировать, прямо как вишню: разделять и вынимать косточки. Если кратко - разбиваем каждое понятие на 2 признака вглубь и комбинируем выделенные признаки между собой. Подробно будем разбирать на примере.


К примеру, мы имеем небольшой офис, в котором сидят: менеджер по работе с клиентами, бухгалтер, маркетолог и дизайнер. У каждого на столе стоит телефон. Офис подключен к 2 телефонным номерам, на которые совершенно беспорядочным образом поступают разные звонки. Таким образом, все, кто сидят в офисе, вынуждены постоянно работать операторами, переводя друг на друга звонки или передавая трубку. Да еще обе линии постоянно получаются заняты. Нас, во-первых, достало постоянное отвлечение на чужие звонки (менеджер по работе с клиентами составляет важный договор, а тут постоянно звонят и просят бухгалтерию, а бухгалтер в это время принимает звонок от клиента, составляя годовой отчет), а во-вторых, нас беспокоит вопрос потери клиентов, которые, послушав гудки "занято", набирают номер наших конкурентов. Короче, самая внятная формулировка проблемы: "Задолбало!".
Работаем по схеме, то есть выделяем признаки нашей проблемы, а у каждого признака еще по 2 признака.
Первое - у нас есть звонки, которые имеют 2 признака: адресат (кому звонят) и звонящий (кто звонит). Звонить могут кому-то конкретному (назовем это "отделы", потому что нам называют "соедините с бухгалтерией"). А могут просто позвонить и долго компостировать мозг с непонятным вопросом (назовем это "неизвестные", потому что сразу не понятно, кому звонят, нам это еще нужно выяснить). Звонить могут клиенты (а это святое, поэтому это важно) и все остальные (которые могут потерпеть, в случае чего, а то и перезвонить попозже). Так и запишем:

Маршрутизацию звонков мы можем осуществлять автоматически или вручную. Автоматически мы можем сделать это 2 способами: "для соединения с бухгалтерией нажмите 1, с менеджером - 2, с дизайнером - 3 и т.д.". А можем сделать маршрутизацию по количеству звонков, например, первый звонок всегда приходит на менеджера, если он после 2 гудков не взял трубку, то на маркетолога, после еще 2 на дизайнера и в последнюю очередь - на бухгалтера. Поверьте, на бухгалтера лучше направлять звонки именно в последнюю очередь. Ему не реже всех звонят, но это полезнее всего для вашего здоровья. Но это к теме не относится. Рисуем схемку:
Теперь тупо переписываем признаки в табличку:
А теперь комбинируем:
Мы просто соединяли так, как нам пришло в голову, некоторые признаки. А пришло нам в голову, что звонки, имеющие конкретных адресатов (т.е. в отделы) мы можем перенаправлять автоматически, по тональному набору. А вот, клиентов можно и вручную переключить на менеджера или даже самолично ему трубку вручить, если 2-я линия занята. Таким образом, работа в нашем офисе начала приобретать какой-то смысл, а телефоностресс значительно уменьшился. Конечно, это банальный пример, в 21-м веке все знают, как решить такую проблему, как хаотичные звонки (хе-хе, а вот и не все). Но на этом примере, надеюсь, стало понятно, как можно разгрести проблему, не имеющую даже нормальной формулировки.
Кстати, японцы говорят: "Чтобы найти проблему, задай 5 раз вопрос "почему?". Считается, что не дальше 5-го вопроса проблема станет ясна, а то и раньше. В нашем случае это выглядело бы так:
  1. Почему в офисе все по телефону клиентам хамят? - Потому что в офисе все нервные
  2. Почему в офисе все такие нервные? - Потому что задолбались
  3. Почему они задолбались? - Потому что звонки бесят
  4. Почему звонки их бесят? - Потому что звонит кто попало, кому попало, и вообще, мы тут вам не барышни в Смольном
  5. Почему звонит кто попало кому попало? - Потому что маршрутизация звонков никак не организована
Опа! На 5-м вопросе проблема сформулировалась! Осталось только ее решить. Вот почему японцы любят проблемы. Потому что проблема помогает стать лучше. А когда ты не видишь проблемы, ты не станешь лучше. Так и ходили бы все в офисе нервные и задолбанные, последних клиентов распугивали бы.
4. Метод пузырьков
Хех, программисты, напряглись? Расслабьтесь, массивы тут не причем. Имеются в виду пузырьки мыслей. Метод хорош в тех случаях, когда непонятно, какой лучше выбрать метод, и вообще, мало, что понятно. Например, когда нужно придумать новый рекламный плакат, а концепция неясна. Директора называют это "тебе все карты в руки", а заказчики - "на ваше усмотрение".
Тут даже примеров расписывать не буду, и так все понятно. Просто рисуем на карте первый пузырек и вписываем в него центральное понятие, о котором мы думу думаем. Например, товар, который нам нужно на плакате отрекламировать. А потом начинаем от него отрисовывать еще пузырьки и заполнять их по принципу ассоциативной цепочки. Пишем, что в голову придет, очень быстро, от разных веток, можно делать это беспорядочно. Упал взгляд на другую ветку - пошла ассоциация - начали рисовать. Когда закончите, взгляните на то, что получилось и начните осмысленно упорядочивать. Кстати, очень продуктивный метод. Позволяет на пустом месте ого-го какие идеи выдумать. Категорически не работает без бумаги и ручки.
Например, нам нужно разрекламировать пылесос. Понеслась!
Ну, вот, на этом все. Сегодня мы стали еще на 2 способа гениальнее :)
Продолжение здесь: Часть 3Часть 4Часть 5 (последняя)

Комментариев нет: